ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСТАНОВЛЕНИЯ СЗЗ И ВНЕСЕНИЯ СВЕДЕНИЙ О СЗЗ В РЕЕСТР ГРАНИЦ ЕГРН
Важнейшей задачей обеспечения безопасной среды является соблюдения охранных зон, зон санитарной охраны, а также санитарно-защитных зон, устанавливаемых от объектов негативного воздействия.
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) по характеру вводимых органичений относится к зонам с "с особыми условиями использования территории", определение которым приведено в ст. 1. "Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ:
4) зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Как в этом разобраться:ОриентировочнаяРасчетнаяПредварительнаяУстановленнаяОкончательнаяСЗЗ!? Читайте дальше, мы объясним.
Что такое СЗЗ
Санитарно-защитная зона (специальная территория с особым режимом использования) (далее - СЗЗ) устанавливается в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Размер СЗЗ обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
27 сентября 2018 г. в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости, на котором рассматривались изменения в законодательстве в части зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ).
По информации директора ФГБУ «ФКП Росреестр» Константина Литвинцева, состояние дел следующее:
С 01.08.2008 года - момента введения в действия ФЗ-221, в реестр границ внесено:
- санитарно-защитных зон - 2500;
- зон санитарной охраны источников водоснабжения - 4621;
- водоохранных зон - 4332;
- ...
ПРОЦЕДУРА УСТАНОВЛЕНИЯ СЗЗ
Законодательство регулирующее процедуру санитарно-экологического нормирования, проектирования СЗЗ, принятие решений, внесение сведений об установленной СЗЗ в государственный реестр недвижимости разрозненно, несовершенно и часто непоследовательно. Можно констатировать, что по многим вопросам при наличии законодательных норм, отсутствуют процессуальные нормы, не все вопросы имеют четкое законодательное регулирование и правовую регламентацию, нет единообразия в правоприменительной практике.
Принятый в начале 4 августа 2018 года федеральный закон №342-ФЗ вводит новые статьи в Земельный кодекс РФ, ряд других федеральных законов и направлен на разрешение имеющихся проблем, унификацию процедур установления зон с особыми условиями использования территорий и внесения сведений о них в ЕГРН. Это серьезные изменения, которые, мы надеемся, пойдут во благо.
В связи с тем, что сегодня действует переходный период, который продлится до утверждения Правительством РФ соответствующих "Положений" (Положения о СЗЗ), приведем сравнительный анализ действующих сегодня и предстоящих процедур установления СЗЗ.
Санитарно-защитные зоны являются одним из подвидов зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ). В августе 2018 г. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ дополнен главой XIX. ЗОНЫ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ (введена федеральным законом №342-ФЗ от 2018 г). В указанной Главе декларируются цели создания ЗОУИТ (Статья 104), устанавливается закрытый перечень видов зон с особыми условиями использования территорий (Статья 105), определяется процедура установления (Статья 106) и конкретизируются последствия установления, изменения, прекращения существования ЗОУИТ (Статья 107).
Основная цель нововведений - унификации процедур внесения сведений о ЗОУИТ в реестр границ единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
Унификация процедур внесения сведений включает в себя:
- Единый порядок, закреплённый в Земельном кодексе;
- Относительно общий подход к установлению охранных зон;
- Единый подход к внесению в ЕГРН;
- Единый состав документов, прилагаемых к решению уполномоченного органа об установлении ЗОУИТ.
Значимые нововведения
- ЗОУИТ считается установленной с момента внесения сведений в ЕГРН;
- Состав ограничений указывается в решении об установлении ЗОУИТ (или ссылка на ФЗ или "Положение", устанавливающее ограничения;
- Введено право требования выкупа, если установление ЗОУИТ делает невозможным использование недвижимости (может сопровождаться сносом недвижимости);
- В решении указываются правообладатели здания, сооружения, застройщик, орган гос власти или ОМС, обязанные возместить убытки, причиненные в связи с установлением, изменением зоны;
- Уведомление Росреестром правообладателей объектов недвижимости оказавшихся в ЗОУИТ;
- С 1 января 2020 года определенные ранее ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют;
- Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ, до 1 октября 2019 года обязаны обратиться в Роспотребнадзор, с заявлениями об установлении или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ;
- Если ЗОУИТ, не была установлена до дня официального опубликования ФЗ-432 (4 августа 2018 г.) либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2022 года;
- Органы гос власти, ОМС, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в уполномоченные органы, с заявлениями об установлении или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов;
- До дня внесения СЗЗ в ЕГРН, возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования ФЗ-432 (4 августа 2018 г.) ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение прав за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.;
- До утверждения Правительством РФ положения о ЗОУИТ соответствующего вида в соответствии со статьей 106 ЗК РФ решение об установлении такой зоны принимается в порядке, установленном до дня официального опубликования ФЗ-432 (4 августа 2018 г.) Правительством Российской Федерации для ЗОУИТ соответствующего вида;
При этом, мы не можем сегодня однозначно утверждать, что существенно изменится сама процедура разработки и установленния СЗЗ. Действующие сегодня нормы законодательства определяют что размер СЗЗ - это результат проектных проработок и инструментальных измерений вредных факторов, целью которых является определение уровней негативного воздействия за пределами промплощадки объекта негативного воздействия, где уровень такого воздействия не превышает гигиенических нормативов. Статья 106 ЗК РФ определяет что в отношении каждого вида ЗОУИТ Правительством Российской Федерации утверждает "Положение" в котором должны быть определены исчерпывающие требования к порядку разработки, принятия решений, установлению размеров, составу ограничений, информирования правообладателей смежных ЗУ, компенсации ущерба и т.п.
На сегодня, такие положения не приняты.
В соответствии с Федеральным Законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при решении вопросов размещения объектов промышленного назначения, установления их санитарно-защитных зон (СЗЗ), выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных объектов должны соблюдаться санитарные правила СанПиН N 2.2.1/2.1.1.1200-03 - "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"- санпин по СЗЗ.
C 21 октября 2011 года при предоставлении земельных участков для строительства не требуется наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предполагаемого использования земельного участка санитарным правилам (утратила силу ч. 3 ст. 12 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Действующей редакцией СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены:
- размер и границы санитарно-защитной зоны;
- мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;
- функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования (п. 3.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03)
Согласно п. 3 ст. 20 Закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных проектов санитарным правилам.
Критерием для установления размера санитарно-защитной зоны является условие не превышение на ее внешней границе и за пределами СЗЗ предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.
СЗЗ промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно:
- расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.);
- установленная (окончательная) СЗЗ - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Это довольно длительная и затратная процедура. Рассмотрим этапы в соответствии с Санитарными правилами:
1. Разрабатывается проект обоснования Санитарно-защитной зоны где просчитывается размер расчетной СЗЗ с учетом комплексного воздействия источников предприятия и оценкой возможности размещения предприятия в сложившейся застройке в соответствии с нормативными требованиями. Подготавливаются предложений по организации СЗЗ для промплощадки.
2. Проводится экспертиза проекта СЗЗ в аккредитованной экспертной организации и оформляется санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарным правилам.
3. На основании экспертного заключения, в Территориальном управлении Роспотребнадзора, принимается решение о том что:
если в пределы расчетной СЗЗ не попадает жилая зона, то для предприятия возможно установить обоснованные проектом размеры СЗЗ в случае не превышения гигиенических нормативов на устанавливаемой расчетной границе по результатам систематических (годовых) лабораторных наблюдений атмосферного воздуха, уровней шума, ЭМИ и др. факторов (не менее тридцати дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке для предприятий 3-5 категории и 50 дней исследований для предприятий 1-2 категорий). Указанные натурные измерения должны быть выполнены по утвержденной Территориальным управлением Роспотребнадзора программе наблюдений;
если в пределы расчетной СЗЗ попадает жилая зона (или другая территория с повышенными требованиями к качеству атмосферного воздуха) предприятие должно либо провести мероприятия по снижению негативного воздействия до допустимых пределов, либо произвести отселение жилой застройки. Так же допускается сокращение "ориентировочных" размеров СЗЗ при условии обоснования этого расчетами и систематическими лабораторными исследованиями.
Таким образом, в любом из рассматриваемых случаев, после выполнения организационных мероприятий, потребуется выполнить натурные измерения по утвержденной программе наблюдений для подтверждения соблюдения на границе устанавливаемой СЗЗ гигиенических нормативов.
На этом завершается установление СЗЗ для предприятий 3-5 категории по санитарной классификации.
Более сложный порядок действует для предприятий 1 и 2 категории. Проблема здесь заключается в том, что потребуется провести оценку рисков заболеваемости населения, выполненную имеющей соответствующую аккредитацию экспертной организацией, провести экспертизу в Федеральном центре РПН. Решение об установлении и корректировке размеров СЗЗ для предприятий 1-2 категории принимается Главным государственным санитарным врачом РФ при обязательном наличии доказательной базы и оформляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, которое регистрируется в Минюсте Российской Федерации.
Существовавшие некоторый период разночтения в трактовках новой редакции СанПиНа по СЗЗ в части необходимости разработки санитарно-защитной зоны для действующих предприятий, в настоящий момент, можно считать разрешенными судебными органами (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда)
ОЖИДАЕМЫЕ ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ
- Утвержденные Правительством РФ "Положение о СЗЗ";
- Форма графического и текстового описания местоположения границ ЗОУИТ;
- Соответствующая XML схема для направления решения об установлении ЗОУИТ в ЕГРН.
В статье на сайте СРО "Союз "Кадастровые инженеры" приведены особенности внесения сведений в ЕГРН и указано на необходимость принятия органом нормативно-правового регулирования требований к текстовому и графическому описанию ЗОУИТ. Этот вопрос не урегулирован с 2016 года.
Проект изменений в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 - Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов
ВОПРОСЫ, НЕ ИМЕЮЩИЕ ЧЕТКОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ
- Не установлены сроки утверждения "Положений" о ЗОУИТ;
- Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222 утверждены "Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон". Указанные правила в части не соответствуют действующей редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 - Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. При этом, новая редакция СанПиН (на 01.10.2018 г проходит антикоррупционную экспертизу) не содержит положения, предусмотренные статьей 106 ЗК РФ.
- Отсутствуют самостоятельные составы административных правонарушений, предусматривающие административную ответственность за нарушения правового режима санитарно-защитных зон, охранных зон объектов электросетевого хозяйства и др. ЗОУИТ.
Как поступить правильно?!
Если вы представитель предприятия с источниками негативного воздействия, вам необходимо не просто разработать проект СЗЗ, а разработать его правильно - так, чтобы избежать проблем сегодня и не получить их завтра. Обращайтесь! Мы знаем как правильно решить вашу задачу и внести сведения о СЗЗ в ЕГРН!
Если вы собственник недвижимости, которая оказалась в границах ЗОУИТ - звоните! Мы проведем анализ вашей ситуации, дадим профессиональную консультацию и предложим вариант решения!
ООО "Гео-Проект" Саратов оказывает полный комплекс услуг по разработке, согласованию , установлению Санитарно-защитных зон промышленных предприятий. По вашему заказу мы готовы исполнить:
- Подготовить исходный картографический материал;
- Разработать проект организации санитарно-защитной зоны (СЗЗ);
- Согласовать программу наблюдений;
- Выполнить годовые измерения;
- Обеспечить сопровождение процедуры согласований на всех этапах;
- Выполнить постановку установленной СЗЗ на Государственный кадастровый учет.
Как заказать? Для выполнения комплекса работ по разработке, установлению санитарно-защитной зоны и кадастровых работ по регистрации ее в государственном кадастре недвижимости как зоны ограниченного землепользования, заполните заявку онлайн. В ближайшее время мы с вами свяжемся для уточнения деталей и согласования сроков.